Разделы

Цифровизация Современный дом Инфраструктура

Рынок АСУЗ: подводим итоги 2010 года

Российский рынок автоматизации зданий относительно молод, и сценарий его дальнейшего развития во многом зависит от того, какие усилия готовы приложить для этого существующие игроки. Исследование, проведенное CNews Analytics, позволяет зафиксировать текущие показатели развития рынка АСУЗ и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие как перед поставщиками оборудования, так и перед интеграторами.

К числу маркетинговых сложностей продвижения АСУЗ респонденты отнесли низкую осведомленность заказчиков - потенциальных пользователей, дизайнеров и архитекторов - о преимуществах и возможностях автоматизации зданий, стереотипы о сложности и высокой стоимости систем. Почти все опрошенные представители компаний отмечают, что "сложно достучаться" до клиента.

Третья группа проблем связана с недостаточной квалификацией специалистов в области АСУЗ как со стороны заказчика, так и со стороны интегратора. К числу высокопрофессиональных участники исследования отнесли лишь около 50% существующих в настоящее время игроков рынка. Низкая компетенция специалистов не позволяет им правильно ориентироваться в современных решениях, грамотно формировать техническое задание на АСУЗ и, в конечном счете, приводит к желанию упростить или совсем отказаться от автоматизации.

Необходимо отметить, что никто из респондентов не указал в числе основных сложностей и проблем рынка автоматизации зданий высокую конкуренцию. Более того, большинство опрошенных (37%) оценивает ее уровень как средний, в особенности в сегменте домашней автоматизации.

Уровень конкуренции на рынке автоматизации зданий, 4 кв. 2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Интересно, что в регионах, где реализуется значительно меньше проектов, конкуренция жестче, чем в Москве. Кроме того, производители и дистрибьюторы оборудования в целом оценивают конкурентность рынка АСУЗ выше, чем интеграторы. По мнению одного из респондентов, "всем нравится низкая цена. Возможность купить достаточно дешевые устройства на рынке имеется, поэтому конкуренция, с одной стороны, очень жесткая. Но с другой стороны, имеет место неадекватная оценка оборудования, при которой сравниваются устройства различных классов и областей применения".

Как стимулировать развитие рынка АСУЗ?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Участники рынка обозначили целый ряд задач, которые необходимо решить для того, чтобы российский рынок автоматизации зданий развивался более интенсивно. Все согласились с тем, что следует активнее проводить маркетинговые и PR-мероприятия, ориентированные на продвижение идей и технологий автоматизации зданий: подробно рассказывать об успешных проектах, на примере конкретных цифр демонстрировать эффективность внедрения современных технологий, организовывать шоу-румы систем домашней автоматизации, проводить исследования рынка, предлагать готовые типовые решения и снижать цены на оборудование. Следует ориентировать информационные материалы на новое поколение частных застройщиков – любителей Hi-Tech, наладить плотное сотрудничество с архитектурными и интерьерными компаниями как с проводниками современных идей и технологий, непосредственно общающимися с заказчиками.

Участники опроса отмечают, что внедрение обязательной системы сервисного обслуживания АСУЗ позволило бы избежать негативных откликов клиентов, которые столкнулись с тем, что их объекты оказались брошены после завершения проекта. Кроме того, российское законодательство нуждается в серьезной доработке, направленной на продвижение технологий АСУЗ.

К сожалению, игроки рынка пока не видят консолидирующих сил, способных организовать решение этих задач. Респонденты отмечают, что российские ассоциации (профессиональные объединения) предназначены для узкого круга специалистов, и их деятельность не оказывает существенного влияния на поведение заказчика. Положительных отзывов удостоились лишь два специализированных информационных ресурса – форум на сайте abok.ru и сайт организации AVclub.

Владимир Пасеков